Основная образовательная программа
Согласно
Закона ДНР «Об образовании» ( Постановление № I-233П-НС от 19.06.2015г., (далее
- закон «Об образовании») дошкольное образование является уровнем общего
образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим
образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные
установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру,
обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение
уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и
дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро
изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка,
передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации
в поликультурном многонациональном обществе.
Трансформация государства в постиндустриальное
общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой
информации как института социализации, широкий диапазон информационных и
образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка,
но одновременно несут и различного рода риски.
Задача приобщения детей к жизни в современном
социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного
образования, но и способов взаимодействия между детьми и
взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Современная образовательная программа и современный
педагогический процесс направлены на поддержку разнообразия детства, что
предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.
Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только
через сохранение широкого разнообразия образовательных программ. В условиях
стремительного роста социальных, экономических, технологических и
психологических перемен современные программы психолого-педагогической
поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие
разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.
Современные достижения цивилизации открывают новые
возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности
связаны:
– с повышением ценностного статуса детства в
современном обществе;
–с созданием новых форм и видов развивающих сред,
способных мотивировать детей;
– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
– с расширением инновационных программ
профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством
коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время рост социальной неопределенности,
нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы
информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий
порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные
риски для детей дошкольного возраста:
– ярко выраженная дифференциация
социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к
нарастанию различий в траекториях развития детей из разных
слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет
угрозу утраты единого образовательного пространства;
– рост группы детей,
характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества
детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях
социально-экономического, медико-биологического, экологического,
педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в
динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным
различиям;
–игнорирование возрастной специфики дошкольного
детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику
педагогической работы на уровне дошкольного образования создает
увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего
образования;
– тенденция к «школяризации» дошкольного образования,
к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации
за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их
псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей
активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной
и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной
деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих
уровнях образования;
– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению
общения детей с другими детьми приводит к росту явлений
социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню
коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и
сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и
сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской
агрессивности.
С учетом культурно-исторических особенностей
современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира
и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в
соответствии с Законом «Об образовании» и Государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ГОС ДО, Стандарт), разработана
настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
(далее – Программа).
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры
разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а
Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
Программа является документом, с учетом которого
организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного
образования (далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают
основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
По своему организационно-управленческому статусу
данная Программа, реализующая принципы Стандарта.
Согласно историко-эволюционному,
культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте
предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к
ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески
созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в
совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются
(конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным
и социальным миром.
Программа направлена на создание социальной ситуации
развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих
возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к
миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими
детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития определяется местом
ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно
возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся
образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его
активности.
Формируемая социальная ситуация развития выступает как
источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад
жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной
деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе Программы на разных возрастных этапах
развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая
образовательная среда.
Содержание Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой
раздел Программы
определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности,
таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными
возможностями здоровья в общество.
Организационный раздел Программы описывает систему условий
реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей
Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а
также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых
условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных
практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников,
– особенностей
разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Объем обязательной части основной образовательной программы должен
составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной
образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений,
должен составлять не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и
мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей
рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных
отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения
целей в форме педагогической и психологической диагностики развития
детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы
Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации
направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий
внутри образовательного процесса.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и
развитию.